Скачать: ФГОС-КОНСУЛЬТАЦИЯ
Консультация
«Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»
ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.
Этому предшествовала следующая работа:
1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;
2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.
Что же обсуждалось рабочей группой?
-требования к программе;
– требования к условиям;
– требования к результатам социализации.
Перед разработчиками возникли следующие вопросы:
1) Не является ли Стандарт риском для системы образования?
2) В чем уникальность Стандарта?
3) Каковы будут результаты?
4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;
5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.
Чего ждут от Стандарта:
ВОСПИТАТЕЛИ
-Обеспечения безопасности;
-Толерантного отношения со стороны родителей
-Снижение документооборота;
-Больше доступных образовательных программ;
-обучение счету и письму должно быть в школе;
– желание обучаться – курсы ПК
УЧИТЕЛЯ
– ребенок должен уметь читать и писать печатными буквами;
– послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению
РОДИТЕЛИ
– за раннее и ускоренное развитие;
– за образование отвечает государство;
– главное – здоровье детей;
– кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)
Чем обусловлена разработка данного документа?
Два основания для введения ФГОС ДО:
1) Закон «Об образовании РФ»;
2) Современная социокультурная ситуация.
ФГОС ДО основан на следующих документах:
1) Конвенция о правах ребенка;
2) Закон об образовании РФ;
3) Конституция РФ
4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»
Закон об образовании РФ предусматривает
1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право.
2) Обнародование Стандарта в 2013 году.
3) Введение Стандарта с 1 января 2014 года;
4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;
5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня);
6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;
7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей.
Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.
ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .
До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.
Основные понятия ФГОС ДО:
1) Единство образовательного пространства:
-обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания)
2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.
3) развивающая предметно-пространственная среда;
4) социальная ситуация развития.
5 образовательных областей:
- Физическое развитие
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ;
- Речевое развитие
60%- обязательная часть программы;
40% – вариативная
Нестандартный «Стандарт
ФГОС ДО
3 группы требований
-к структуре ООП;
-к условиям реализации ООП;
– к результатам освоения ООП
В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия – это социальная ситуация развития ребенка – сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы – Стандарт реализован.
Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:
1) Пространственно-временные – пространство и игрушки;
2) Социальные – система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
3)Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.
Главное условие – численность детей в группе
Какие же требования предъявляются к условиям:
1) Психолого-педагогические;
2) Кадровые;
3) Материально-технические;
4) Финансовые;
5) К предметно-развивающей среде.
Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога.
Оценка профессиональной деятельности педагога:
– динамика развития интегративных качеств педагога;
– положительное отношение ребенка к детскому саду;
-высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
Требования к результатам освоения программы:
Основной результат – это социализация детей.
1) Результат социализации;
2)Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения
ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов – личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) .
Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:
* Инициативность
* Самостоятельность
* Уверенность в себе
* Воображение
* Физическое развитие
* Волевые усилия
* Любознательность
* Интерес ребенка.
Что же будет оцениваться:
1) Педагогический процесс
2) Условия (социальная ситуация развития) ;
3) Педагогические кадры.
Естественно, что, несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.
Требования к структуре ООП.
ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.
ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. Д
ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.
Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством.
Авторы Примерных ООП должны разработать и представить:
1) Варианты сетки занятий;
2) Парциальные программы;
3) Формы планирования;
4) Режим дня, жизнедеятельности;
5) Методическое обеспечение;
6) Учебный план;
7) Мониторинг
Готовность ДОО к введению ФГОС ДО
1) Разработана и утверждена ООП ДОО
2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;
3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;
4) Определен перечень парциальных программ;
5) Разработаны локальные акты;
6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;
7) План методической работы к введению ФГОС ДО;
8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;
9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ФГОС ДО
Вступил в силу 01.01.2014г.
Старший воспитатель Тупикина Н.А.